?

Log in

No account? Create an account

mercury13_kiev


Это не баг, это фича!


Previous Entry Share Next Entry
Зона грибного отчуждения, ответ
mercury13_kiev

Текст задачи

Более подробный ответ на «Элементах»

Из условия задачи можно понять, что вещества, которые попадают (или попадали) в почву с выхлопными газами автомобилей, винтовых самолётов и вертолётов, опаснее для организма, чем вещества из выхлопных газов железнодорожных тепловозов.

В легковых автомобилях и винтовых самолётах используют бензиновые моторы, в грузовых и тепловозах — дизельные. Для полноты картины скажем, что в «большой» авиации используют керосиновые турбины, но это не важно: охранная зона аэропортов обычно широка, и совсем близко к ним грибы не пособираешь.

Если посмотреть на современные таблицы, мы не увидим принципиальной разницы между выхлопами бензинового и дизельного мотора. Из ядовитых веществ продукты неполного сгорания углеводородов — углеводороды, угарный газ, бензапирен, сажа и альдегиды — а также образующиеся при сгорании оксиды азота. Из них накапливаются только углеводороды, сажа и бензапирен, а остальные опасны лишь при непосредственном вдыхании дыма. Бензиновый мотор выбрасывает больше углеводородов, дизельный — сажи, но разница невелика и потому опасные зоны новых автодорог и железных дорог одинаковы.

Так что главный виновник в современных таблицах и не указан — потому что давно запрещён во всём цивилизованном мире. Вспомним подсказку: тут нечто, не являющееся даже химическим соединением. А именно — какой-то элемент, ядовитый в большинстве форм. Может, тяжёлый металл?

Да, это он. Виной всему тетраэтилсвинец, применявшийся в бензиновых двигателях как антидетонатор (чтобы бензин не загорелся при сжатии, как дизельное топливо). Соединение свинца с присадкой-выносителем (бромированными углеводородами, чтобы двигатель не засвинцовывался) давно распалось, а атом свинца никуда не делся. Высчитали, что суммарный выброс свинца от транспорта по одной России порядка 4000 тонн в год. Свинец стал одной из причин, почему вокруг трасс стали высаживать лесополосы.

Этиловую жидкость, раствор тетраэтилсвинца в бромированных углеводородах, изобрели в 1920-е годы, причём отравлениями страдали как рабочие, так и босс Ethyl Corporation (свинец решили не упоминать, чтобы не пугать людей). Этилированный бензин дал автомобилю решающее преимущество перед повозками, и он же стал одним из пятидесяти худших изобретений по версии журнала «Тайм».

СССР стал массово закупать этиловую жидкость, когда по ленд-лизу стали приходить американские самолёты, рассчитанные на высокооктановый бензин. Раньше она стояла на бензоколонках в цистернах с предупреждающей надписью «Этил — яд!» Вывод этила из использования начался в 1970-е годы там же, где его и изобрели — в США. К тому же оказалось, что свинец «отравляет» катализатор, и в 2003 году в странах СССР была поставлена законодательная точка на де-факто свершившемся процессе: 1 января — Украина, 1 июля — Россия. Сейчас этилированный бензин остался только в отсталых странах наподобие Северной Кореи. Авиационный бензин этилируют по сей день.

Бензин, полученный химической переработкой нефти (крекингом и риформингом) имеет более высокое октановое число и требует меньше присадок, чем перегонный. Современные присадки делают на основе железа или марганца. Также повышают октановое число спирты и эфиры, добавляемые в бензин в ощутимых количествах (10…20%). Остаётся только вопрос: сколько надо ждать после вывода этила из эксплуатации, чтобы свинец рассеялся и опасная зона была современная — пятьдесят метров?