?

Log in

No account? Create an account

mercury13_kiev


Это не баг, это фича!


Previous Entry Share Next Entry
Фигурное катание, ответ
mercury13_kiev

Текст задачи

Эти данные неплохо приближаются квадратичный кривой и, в зависимости от метода аппроксимации, получается от 13 до 17 при реальном 15. Простая аппроксимация из LibreOffice даёт 15,5.

Квадратичная кривая имеет такую физическую подоплёку. Есть две формулы h=gt²/2, E=mgh — таким образом, с повышением оборотности (а значит, времени) прыжка его высота (а значит, и энергия) повышается квадратично.

Проблема имеющейся системы оценок фигурного катания в том, что с повышением класса спортсмена оценка за технику растёт квадратично, а за артистизм — линейно. Для иллюстрации посмотрим на трёх персонажей (все реальны). В нашей простенькой системе будет один элемент и один компонент артистизма.

Александра. 13-летняя звезда фигурного катания, вторая исполнительница четверных прыжков после Мики Андо. Скажем, исполнила четверной тулуп со стоимостью 10,3. А вот с артистизмом она всё ещё очень детская, потому всего 7,5 — не так много для фигуристки мирового класса. Её элементы и артистизм соотносятся как 3:2 — так что, если откалибровать под неё нашу систему, получается, что коэффициент для артистизма 0,9.

Оксана. Простая любительница с нашего катка. Где-то на стороне освоила перекидной и лихо прыгает, но в плане красоты движений всё ещё корявая. Судьи поставили бы ей единичку за артистизм. Вместе с перекидным за 0,2 — 1,1 очка.

Юлия. Очаровательная студенточка, два месяца на коньках. Всем миром нашли ей подержанные коньки, после чего она стала показывать чудеса, но что-то продвинутое пока не могёт. С уверенным катанием судьи бы ей поставили на шажок больше, 1,25, и она выиграет у Оксаны с 1,13 очками.

Получается, что система, откалиброванная под профессионала, у детей и любителей делает архиважным артистизм: неважно, какие элементы исполнить, решает артистизм. Если же систему откалибровать под слабого, у сильных зарешает техника, и никаким артистизмом её не компенсировать.

Как калибруют систему под тех или иных фигуристов? Один способ — подкрутить коэффициенты. Второй таков: «разных сторон проката» (компонентов) не одна, а целых пять. В слабых классах делают меньше компонентов, а самых маленьких оценивают именно что одним компонентом, артистизмом.

И самое противное: система, откалиброванная под мастеров спорта международного класса, начала отказывать на чемпионах. Ещё на противостоянии Сотникова-Ким (2014) всё решила техника. Противостояние Медведева-Загитова (2018) вообще сделало из катания фарс: Загитова выиграла, выжав из технической оценки всё, что можно. Правилами фигурного катания разрешены семь четверных прыжков в одной программе, шесть кое-кто из мужчин уже исполняет.

Подобная смена акцентов на пути от новичка к профессионалу — обычное дело. Игроки в Call of Duty придумали понятие «нубская труба» — подствольный гранатомёт, которым легко делать фраги. Начинающим игрокам в Dota всерьёз рекомендуют брать пятерых самодостаточных персонажей и навалиться толпой. Это, повторяю, нормально.

Проблема, когда на том или ином уровне игра становится однобокой. Как ни пытались сделать из Team Fortress 2 киберспорт — получалось плохо. Солдат объективно лучше пулемётчика (подвижнее и дальнобойнее), а шпион, хоть раз проявивший себя, быстро уничтожается.

В той же Dota есть Каолин, Дух Земли, который имеет процент побед меньше 40, настолько он сложен. Но есть люди, которые им делают какие-то нереальные чудеса, и потому после каждого чемпионата мира этого Каолина «режут». Всё режут и режут, а виртуозы не переводятся.

Почему бридж — спорт, а преферанс — нет? Умелые преферансисты принимают единственно правильное решение, и если играть как в спортивный бридж, то три стола с большой вероятностью покажут одинаковые партии. А если просто так, без уравниловки — всё решит «карта пошла».

Эти примеры показывают, как сложно сделать систему, которая действует и для начинающих, и для чемпионов. Но если уж мы делаем спорт — с приставкой «кибер-» или без — это надо. Пускай даже с искусственными модификациями и калибровками.

UPD. Есть, правда, ещё один способ. Сделать спорт только для чемпионов, а спортсменов набирать из других видов. Так работает бобслей и часть горных лыж, но не фигурное катание и не киберспорт.